logo
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Shadow
30.05
2024

Книжно-иллюстративная выставка «Изограф из Рая», посвященная 125‑летию со дня рождения русского иконописца XX столетия Пимена Максимовича Софронова (1898–1973)



30 мая 2024 г. в Библиотеке Российской академии наук открылась выставка, посвященная 125‑летию со дня рождения русского иконописца XX столетия Пимена Максимовича Софронова (1898–1973), старообрядца федосеевского согласия, уроженца Причудья.


Жизнь родившегося в Российской империи Пимена Софронова продолжилась в независимой Эстонской республике, где он обучался иконописанию у великого изографа Гавриила Ефимовича Фролова.


За первым его творческим опытом – написанием иконы для храма в деревне Раюши (или Рая) – последовали:

  • работа для русского общества «Икона» в Париже,
  • приглашение от короля Александра в Королевство сербов, xорватов и cловенцев,
  • написание фресок в новой резиденции Сербского патриарха Варнавы,
  • практические занятия иконописью с учениками в кружке в Праге (1932, 1935 и 1936 гг.),
  • создание специально для него в 1934 г. иконописной школы с трехгодичным курсом обучения в монастыре Раковица около Белграда,
  • приглашение от имени Римской курии для написания образцового древлеправославного иконостаса в Риме,
  • жизнь в Италии в годы новой мировой войны и послевоенный переезд в США, где им были созданы многочисленные иконостасы в старообрядческих и никонианских храмах.

Систематическое изучение внушительного наследия Пимена Софронова только начинается. На выставке представлены три новейших монографии, появившиеся одна за другой:

  • вышедшая в Литве книга Мари‑Лийс Паавер «Пимен Софронов. Иконописец из Рая» (Вильнюс, 2020),
  • опубликованное в Эстонии исследование Федора Маспанова «Житие иконописца Пимена», в приложении дополненное новейшими журнальными публикациями о художнике (Муствеэ, 2022),
  • напечатанная в Сербии «Раковицкая иконописная школа Пимена Максимовича Софронова» (Панчево, 2023) – монография внучки русских переселенцев Елены Межинской-Милованович о самом, пожалуй, значительном педагогическом успехе великого изографа – иконописной школе, учрежденной Синодом Сербской православной церкви специально для него.

На выставке экспонируются и некоторые современные журнальные публикации, среди которых обращают на себя внимание:

  • рассказ Вячеслава Завалишина о знакомстве с Софроновым «Лучший иконописец нашего времени» в «Русском возрождении» (Нью-Йорк, 1980 (IV), № 12),
  • небольшое исследование иеромонаха Антуана Ламбрехтса из бенедиктинского монастыря в Шеветони (Бельгия), посвященное наиболее успешному из европейских учеников Софронова фламандскому бенедиктинцу Иерониму Лёссинку (Studia Religiosa Rossica. Москва, 2021, № 2).

Специально для выставки в Библиотеке крупнейшим знатоком русской эмиграции в Югославии Алексеем Борисовичем Арсеньевым из г. Нови-Сад был выполнен перевод интервью с Софроновым «Иконописец из Раковицы» (размещен также в петербургском епархиальном журнале «Вода живая»).


Репродукции фотографических портретов П.М. Софронова предоставлены для выставки Федором Маспановым.


Выставка расположена в коридоре 2‑го этажа около читального зала выставки новых поступлений (2‑й этаж, комн. 213) и открыта в часы работы Библиотеки.