logo
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Shadow
20.11
2020

«Книжная графика Добужинского». Книжно-иллюстративная выставка к 145‑летию со дня рождения Мстислава Валериановича Добужинского



20 ноября 2020 г. в Библиотеке Российской академии наук открылась книжно-иллюстративная выставка «Книжная графика Добужинского», посвященная 145-летию со дня рождения выдающегося русского и литовского живописца Мстислава Валериановича Добужинского (1875–1957).


Начав с эпизодического сотрудничества в журналах «Стрекоза» и «Шут», М.В. Добужинский в 1902 г. поместил на страницах «Шута» несколько десятков карикатур под рубрикой «Не дельные мысли», позже иллюстрировал недолговременные издания «Жупел» и «Адская почта». В последующие годы он иногда публиковал иллюстрации в журнале «Сатирикон» (1908. № 10, 1909. № 12, 1912. № 10).


За первые полтора десятилетия ХХ в. М.В. Добужинский оформил обложки и титульные листы десятков изданий, наиболее заметные из них представлены на выставке. Наиболее удачным сам художник считал проект обложки романа А.М. Ремизова «Пруд» (1908). Яркое впечатление оставляют его иллюстрации для «Календаря Русской революции» (1907), книги Саши Черного «Сатиры» (1910), детского альманаха «Жар-Птица» (1910 г.), обложки роскошных изданий «Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764–1914» (СПб., 1914. Т. I–III) и «Русская карикатура. В.Ф. Тимм» В.А. Верещагина (СПб., 1911), а также изящные обложки еженедельника «Музыка», оформление которого художник менял ежегодно (1913, 1914 и 1915 гг.).


Особенную известность приносит художнику участие в оформлении журнала «Золотое Руно» и создание особого рисованного алфавита заглавных букв для журнала «Аполлон». Он работает над оформлением журнала «Целебные силы России» (1915), посвященного русским курортам, на которых восстанавливали силы раненые воины, в журнале «Отечество» публикует зарисовки, сделанные во время поездки по фронтам (1915. № 5–6).


С начала 20-х гг. Добужинский занимается оформлением ряда книг для петроградских издательств. Это книги, принесшие ему всеобщее признание: его собственные «Воспоминания об Италии» (1923), «Тупейный художник» Лескова (1922), «Белые ночи» Достоевского (1923), «Скупой рыцарь» Пушкина (1922), «Бедная Лиза» Карамзина, «Барышня-крестьянка» Пушкина (1923).


В 1923 г. выходит книга «Рисунки Мстислава Добужинского», также представленная на выставке.


Для большинства книгоиздательств, с которыми сотрудничал Добужинский, художник исполнил и издательские марки, ставшие символами русского книгоиздания 20-х гг. В 1920-е гг. Добужинский оформляет журналы «Дом искусств» (1921), «Культура театра» (1921), «Орфей» (1922), альманах «Зеленая птичка» (№ 1, 1920), создает весьма необычную обложку для книги Е. Замятина «Огни св. Доминика» (1923).


В 1925 г., уже после отъезда получившего гражданство Литовской Республики художника в Каунас, в России выходят иллюстрированные им «Азбука», выдержавший множество изданий «Бармалей» К. Чуковского и книжка Осипа Мандельштама «Примус».


Настоящая выставка – первая специальная экспозиция в БАН, посвященная книжной графике Добужинского. На ней представлено редкое по полноте собрание книг и журналов, оформленных живописцем, – более полутора сотен экспонатов из книжных фондов БАН.


Выставка размещена в читальном зале Славянского фонда (2-й этаж, комн. 211).