logo
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Shadow
17.01
2022

Выставка «Комедии Мольера в иллюстрациях Франсуа Буше»



17 января 2022 г. в Библиотеке Российской академии наук открылась выставка «Комедии Мольера в иллюстрациях Франсуа Буше», приуроченная к 400‑летию со дня рождения французского драматурга Жан-Батиста Мольера (1622–1673).


Центр экспозиции – собрание сочинений Мольера в шести томах ин-кварто, являющееся образцом книжного искусства первой половины XVIII в. Представленное на выставке издание было напечатано в 1734 г. в Париже, в его состав вошли тридцать комедий и другие сочинения Мольера, а также очерк, посвященный жизни и творчеству комедиографа.


Тексты пьес в собрании сочинений расположены в хронологическом порядке (по времени постановки): открывает собрание одна из первых больших комедий Мольера в стихах «Шалый, или Всё невпопад» («L’Étourdi ou les Contretemps», 1655), а последняя написанная им пьеса «Мнимый больной» («Le malade imaginaire», 1673) располагается в конце шестого тома.


Издание богато декорировано: его украшают многочисленные гравированные виньетки, заставки и концовки с аллегорическими и мифологическими сюжетами. В начало первого тома помещен портрет Мольера, гравированный Франсуа-Бернаром Леписье (1698–1755) по живописному оригиналу Шарля-Антуана Куапеля (1694–1752). Однако широкую известность издание получило, прежде всего, благодаря иллюстрациям знаменитого художника эпохи рококо Франсуа Буше (1703–1770). В 1734 г., когда было издано представленное на выставке собрание сочинений, Буше был принят в парижскую Королевскую академию живописи и скульптуры как живописец исторического жанра, но он писал также сельские пейзажи, пасторали, картины на мифологические сюжеты, занимался гравюрой и работал театральным декоратором.


Работа над собранием сочинений Мольера стала для Буше первым масштабным обращением к книжной графике. Он создал цикл из 33 рисунков (в среднем по одной иллюстрации на пьесу), по которым Лораном Каром (1699–1771), признанным мастером репродукционной гравюры, были выполнены офорты.


На каждой иллюстрации в центре композиции несколько мольеровских персонажей, которые находятся в живом взаимодействии друг с другом. Буше изображает героев комедий одетыми по моде его времени и помещает их в интерьеры в стиле рококо.


В дополнение к парижскому изданию 1734 г. на выставке можно ознакомиться с тремя из четырех томов амстердамского собрания сочинений Мольера 1749 г. Это издание, напечатанное в двенадцатую долю листа, содержит уменьшенные копии иллюстраций Буше, выполненные амстердамским художником и гравером Яном Пунтом (1711–1779).


Выставка размещена в читальном зале редкой книги (5‑й этаж, комн. 518) и открыта в часы его работы.